Apple пришел в Украину. Что теперь будет?

 
 
 

Ярослав Жалило

экономист, зам.директора Национального института стратегических исследований

Ярослав Жалило

Вот победа! Компания Apple открыла официальный офис в Украине. Теперь каждый любитель «яблокофона» сможет получать более качественный сервис обслуживания, потому что известно, что фирма Apple довольно жестко работает со своим конечным потребителем. Очевидно, можно будет увеличить функциональность гаджетов, и затем, возможно, улучшится обслуживание «серых» точек обслуживания и ремонта. Также теперь можно будет обратиться к официальному дилеру.

В любом случае подобные краш-тесты – это повышение качества обслуживания клиента, хотя, разумеется, и цены будут значительно выше. В связи с этим, наверняка у значительной части потребителей не будет желания обращаться в дилерский центр, потому что, во-первых, это будет дороже, чем в «серых» центрах, а во-вторых, им могут и отказать в обслуживании. Дело в том, что если они пришли на наш рынок, где ранее царил «серый» импорт гаджетов, то им нужна какая-то политика адаптации, детенизации в определенном смысле этого слова.

Обслуживание в сертифицированных центрах всегда было дорогим, что бы вы ни обслуживали, начиная от автомобиля и заканчивая бытовой техникой и гаджетами. Понятно, что в фирменном центре с вас возьмут больше, но при этом будет лучше качество и гарантия, и большая вероятность, что проблема будет решена, чем в центре более низкого уровня. Но здесь не говорится о том, подорожает ли сама техника. Хотя если начнется контроль официальности ввоза, тогда, возможно, общий уровень цены устройства поднимается. Это все зависит от дальнейшей политики Apple в Украине.

Сам ввоз техники однозначно контролируется через таможенную систему. Таможенная система на то и рассчитана, чтобы контролировать: а) взимание пошлины с ввозимых товаров по документам и б) норм технического соответствия, чтобы предотвращать ввоз «серой» и контрафактной продукции. Это функция государства. Просто если есть определенные субъекты внутри, которые заинтересованы в этом, они могут лоббировать применение государством более жестких процедур. Если этих субъектов нет, тогда понятно, что формирование определенных схем обязательно будет.

Откроются ли огромные популярные магазины Apple и будут ли там выстраиваться очереди? Тут дело даже не в огромности магазина, километровой очереди на полгода вперед или сервиса, а в новизне продукта, за которым всегда погоня. Если они будут проводить общемировую политику, включая разного рода рекламные акции по продвижению новых продуктов, и эти акции будут распространяться на нас, тогда очереди будет как за новыми моделями, так и за старыми. Потому что старые модели сразу становятся «уценёнными». Естественно, если у нас нет официальных представителей, то эти программы распродажи старых гаджетов вряд ли будут. Есть сомнения, что у нас такие ажиотажные вещи возможны, потому что это продукция если не элитного, то, по крайней мере, довольно-таки высокооплачиваемого потребителя, которого у нас не так и много. Хотя включение нас в общемировые программы продвижения, рекламирования, промоции, лояльности и т. д. через официальное представительство, конечно, могут способствовать распространению и увеличению доли на рынке.

Ещё много компаний может зайти в Украину. И та же ИКЕА – не первый из таких сетевых международных брендов. Это уже энный десяток. Постепенно украинский рынок осваивается сетевыми международными брендами, торговыми и интегрированными компаниями, когда торговые точки принадлежат производителям.