Александр Овчаренко
священник Украинской Православной Церкви, протоиерей

В ближайшие дни ожидается приезд в Украину константинопольского патриарха Варфоломея. Его действия направленны на захват чужих храмов и укрепление личной власти и характеризуют его как бизнесмена и мирского человека, но никак не духовного лидера. Это точно.
Скажу даже больше. Фанар стал инструментом геополитики. А может даже он сам этого желает. На него сейчас делают очень большие ставки по расколу Православия.
Помните недавние соцопросы по конфессиональной принадлежности? Такие опросы заказывают не в Украине, таким способом готовят общественное мнение, опросив 1300 человек по телефону и выдав это за мнение всех украинцев.
Для нас очевидно, что подобная «социология» является заказным элементом пиар-кампании «ПЦУ» и не имеет ничего общего с действительностью. Например, эти «социологи» не могут объяснить, почему озвученная ими поддержка «ПЦУ» среди украинских граждан не перерастает в переполненные храмы. Что является статистическим противоречием!
В действительности в «ПЦУ» нет и тех 7 тысяч приходов, что на бумаге. Но реальных около 3,5 - 4 тысяч. И то, если ещё наберется. И если в УПЦ - 12 500 приходов, а у них пусть даже 7 000, то это больше половины от УПЦ. Но Крестные ходы показывают разницу в количестве верующих не в два раза меньшую (по сравнению с УПЦ), а в 10 раз или даже больше. В этом году на День Крещения Руси в Киеве было не меньше 300 тысяч православных прихожан Украинской Православной Церкви. А «ПЦУ», очевидно, чтобы не позориться и не показывать свою мизерность, вообще отменили свой крёстный ход на праздник князя Владимира.
Ну, что ж. Это и правильно. Порошенко уже нет, некому собирать бюджетников, свозить в Киев и выдавать их за верующих этой конфессии. Но проценты-то на крестном ходе не покажешь, там ведь живые люди нужны. А их у них мало. Ну не идут люди к грязному и горькому источнику. Что люди встречают там? Скандалы, распри, ложь и лукавство, захваты чужих храмов, физические расправы над верующими.
Есть много статистических маркеров, которые опровергают эту "социологию"
1. Если «ПЦУ» действительно обладает такой большой поддержкой общества, почему же мы не наблюдаем соответствующего роста количества ее приходов (не за счет захватов храмов в отдельном регионе, а именно благодаря естественному и относительно равномерному образованию собственных общин по всей Украине)? Ничего такого даже близко нет. Мы видим пустые или полупустые храмы «ПЦУ»
2. «ПЦУ» ни разу не смогла организовать и провести крестный ход или молебен, который по количеству участников мог бы сравниться с Великим Крестным Ходом УПЦ в Киеве. Как это сочетается с фантастическими цифрами поддержки в обществе, которые приписывают «ПЦУ» социологи?
3. Мы знаем, что в «ПЦУ» существует колоссальный дефицит духовенства.
4. Очень важное! Число монастырей и монахов. По этому показателю «ПЦУ» выглядит настолько жалко, что здесь даже комментировать нечего. Можно утверждать, что у «ПЦУ» практически отсутствует институт монашества, а монастыри существуют больше на бумаге, чем в реальности. В УПЦ, напомним, подвизаются около 5 тысяч монахов и монахинь в более чем 200 монастырях!
Абсурдность упомянутой социологии обусловлена, в частности, тем, что она не проводит различия между верующими и, скажем так, «политическими» сторонниками той или иной религиозной организации.
Понятие «идентификации», на наш взгляд, является недостаточным и не может соответствовать понятию верующего или прихожанина.
Потому что верующий, который не ходит в храм, не причащается, не участвует в других Таинствах Церкви, не молится - это противоречие в определении. Существует понятие, которое придумали сами о себе «политические украинцы» и красноречиво характеризует их «веру»: «атеист Киевского Патриархата». Это в полной мере относится к "ПЦУ", которая есть плоть от плоти КП.
Поэтому подобные социологические исследования, чтобы иметь ценность, должны включать вопросы о том, ходит ли человек регулярно в храм и участвует ли в жизни конкретной религиозной общины, и какой.
Собственно, подобные исследования уже были проведены и доказали, что по количеству реальных верующих УПЦ превосходит «ПЦУ» в разы. А «идентификация» относится, скорее, к политической конъюнктуре, чем к религиозной сфере.
При этом не стоит забывать, что «социологи», рисующие цифры в пользу «ПЦУ», не учитывают Крым и неподконтрольный Донбасс. Вероятно, считая, что люди, проживающие там, уже не являются украинцами или частью Украины. А ведь это миллионы человек! Учет которых способен существенно скорректировать любую внутриукраинскую социологию.
Также играет роль традиционное для частных "социологов" использование название УПЦ с приставкой «МП» в опросах, что не соответствует ее официальному названию и является очевидной манипуляцией.
Вместо хоругвей, икон и пения молитв люди видят только политические знамена, фото Бандеры, кричалки-лозунги. Люди ведь все понимают и все видят. Времена меняются.
И как верно заметил отец Николай Данилевич, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ: "Томос стал духовной «берлинской стеной» для украинского Православия"
Это трагедия. Это болезнь, духовная болезнь, которая все больше прорывается на поверхность. Ложь, страх, наглость, опять ложь. За этим стоит личная трагедия и духовное банкротство иерархов "ПЦУ" и их помощников. Самое страшное, что их личный грех приводит к миллионам трагедий не проявленных, которые никогда не будут достоянием общественности, но только на Божьем Суде. Это уже и сейчас дает свои страшные плоды: попрание канонов, расцерковление, этнофилитизм, национализм, религиозный цинизм, атеизм их священнослужителей...
Но я верю, потому что вижу как каждое воскресенье на Божественной Литургии в храмах Украинской Православной Церкви тысячи людей молятся о мире, единомыслии и благостоянии божиих Церквей. Украина останется православной страной. Она пройдет это темное время расколов. Православия будет и в будущем оставаться государствообразующей религией и миллионы украинцев будут причащаться от одной Чаши.