Известно, как Украина может добить «Газпром»

 
 
 
газ

Борис Кушнирук уверен, что миф о возможности существенного наращивания добычи газа, является нереалистичным и стратегически неэффективным.

Об этом наше издание Новости Украины – From.UA прочло на странице эконимиста в Facebook

Две стратегических задачи для чиновников в газовой сфере

На днях глубоко уважаемый мной бывший премьер-министр Украины Юрий Ехануров у себя на ФБ странице написал, что в газовой теме "есть две стратегические задачи до 2030 года.

1. Довести добычу собственного газа до 35 млрд куб м/год.

2. Преобразовать украинские подземные хранилища газа в Европейский газовый хаб (около 30 млрд куб м).

Сделаем? Или дальше будем ныть?"

На что я ему ответил: "Юрий Иванович, обе задачи нереалистичные".

Учитывая общественную значимость этого вопроса, позволю себе расширенный комментарий с объяснением своей позиции.

У нас есть немного меньше 3,5 лет до завершения действующего транзитного контракта между НАК "Нафтогаз" и "Газпромом". Будет ли продлен контракт по транзиту природного газа, пока - неочевидно.

Но можно считать неоспоримым фактом, что его продление это насущная необходимость не только Украины, а и самих стран ЕС. Потому что только в этом случае можно будет обеспечивать наполнение крупнейших газовых хранилищ в Европе, которые расположены в западных областях Украины. Они являются важной составляющей энергетической безопасности прохождения зимних периодов в самой Европе. Если транзитного контракта не будет, НАК "Нафтогаз" будет вынужден большую часть украинской ГТС законсервировать, а другую - направить на реверсные поставки природного газа из газовых хранилищ в сторону Востока, Юга, Севера и Центра Украины.

Вместо нытья по "Северному потоку 2", украинской власти стоит убедить европейские страны, в первую очередь - Германию, а также США, в необходимости привязки его запуска к двум требованиям: во-первых, подписание уже сейчас нового транзитного контракта между «Оператор ГТС Украины» и «Газпром»на 10-15 лет (с 2025 по 2035, или даже 2040). Во-вторых, перенести точки передачи природного газа от "Газпрома" европейским компаниям с западной границы Украины на Восток и Север. Это убёю аргументы "Газпрома" в ненадежности украинской ГТС, поскольку станет предметом ответственности и отношений Украины и европейских компаний.

Именно эти два вопроса нужно ставить как наиболее категоричные в переговорах с нашими западными партнерами. Причем, в целом у них нет причин для возражений по этому поводу. Категорически против лишь руководство "Газпрома".

Но обеспечив единство позиций в этом вопросе с западными партнерами, можно дожимать "Газпром".

Относительно газодобычи

Несмотря на миф о возможности существенного наращивания добычи газа, считаю эту задачу нереалистичной, более того, стратегически неэффективной.

В Украине природный газ добывался в Западной Украине еще с начала 20-го века, в районе основной добычи (Харьковской и Полтавской областей) - с конца 40-х годов. Причем, украинским газом обеспечивались не только Украина, но в значительной степени закрывались потребности европейской части РСФСР. Объективно залежи природного газа в наших недрах ограничены.

По оценкам НАК "Нафтогаз Украины" и Минэнергоугля, объемы "голубого топлива" в Украине составляют 0,6 трлн  м3.

Аналитики BP Statistical считают, что Украина 1,1 трлн м3 запасов газа.

Но даже если признать более оптимистичные оценки иностранных аналитиков, основные залежи газа находятся на очень больших глубинах (до 5 км), а также в значительном количестве низкодебетных месторождений (тех, которые уже преимущественно исчерпаны, но имеют еще некоторые залежи газа).

Первые и вторые требуют использования дорогостоящих технологий, которые, к тому же, в Украине почти полностью отсутствуют. Это требует привлечения американских инвесторов, которые имеют соответствующие технологии и финансовые ресурсы. Но даже в этом случае, чем дальше, тем более дорогим будет становиться природный газ, который можно добывать в Украине.

Эту тему легко использовать в популистских заявлениях и обвинениях в адрес правительства и должностных лиц НАК "Нафтогаза", но практически реализовать с каждым годом становится все сложнее. Чем дальше, тем больше мы черпаем по дну. Поэтому существенно нарастить добычу газа не удастся.

Главная задача заключается в направлении государственных ресурсов не на наращивание газодобычи, а на существенное сокращение неэффективного использования природного газа непосредственно населением, а также ТЭЦ и ТЭС.

По данным НАК "Нафтогаза" в 2020 году непосредственно населением потреблено 8,2 млрд м3 газа. Предприятиями ТКЭ для нужд населения - 4.7 млрд м3. Предприятиями ТКЭ для других потребителей и производства электроэнергии - 5,1 млрд м3. Бюджетные и религиозные организации - 0,4 млрд м3. Промышленностью - 9,1 млрд м3. Технологические расходы (добыча, транспортировка и распределение газа) - 3,5 млрд м3.

То есть, потребности населения, бюджетных и религиозных организаций, предприятий ТКЭ для производства электроэнергии и тепла, а также технологические расходы составили 21,9 млрд м3.

Задача состоит в том, чтобы сократить потребление газа на эти цели до уровня 15 млрд м3.

Здесь нужна также определенная ремарка. В 2021 году общее потребление будет больше, потому что в течение января-февраля были значительные морозы, что требовало большого объема газа как непосредственно населением, так и для производства тепла и электроэнергии.

Кроме того, стоит предполагать, что облгазы и облгазпостачы завышают показатели потребления газа населением и расходы на распределение газа. Для наведения порядка и недопущения мошенничества со стороны облгазов, облгазпостачив и предприятий ТКЭ нужно полностью менять систему функционирования газового рынка, о чем я неоднократно писал.

Но даже исходя из имеющихся данных очевидно, что потребление газа непосредственно населением чрезвычайно велика.

Причем, более 90 процентов этого газа потребляется частными домохозяйствами, которые используют его одновременно для отопления, нагрева воды и приготовления пищи.

И именно эта категория потребителей его использует крайне неэффективно, в первую очередь, потому, что пользуется устаревшими газовыми котлами. Нам крайне необходимо немедленно принимать государственную программу замены газовых котлов в квартирах населения на современные. Это нужно делать в виде государственной кредитной поддержки домохозяйств (с минимальными процентными ставками - не более 3% годовых), с ежемесячными аннуитетными платежами погашения этих кредитов в течение 10 лет. Они должны включаться в платежки за уплату газа. Государственная кредитная программа должна предусматривать установку газовых котлов украинского производства. Если домохозяйства хотят не украинские, а наиболее современные газовые котлы европейских производителей, тогда государство должно предоставлять стандартную кредитную поддержку, покрывающую расходы на установку котлов украинского производства, а остальная сумма должна покрываться ими самостоятельно, или с рассрочкой, которую предоставлять поставщики европейских газовых котлов.

Если исходить из того, что домохозяйств, использующих газ для отопления, насчитывается где-то в пределах до 7,5 млни из них около 80% нуждаются в замене - это вопрос государственной кредитной программы размером 150-160 млрд грн. Это не является проблемой, если ее реализовывать в течение 3-4 лет. Под это можно получить целевую кредитную поддержку Нацбанка и международных финансовых организаций. Также эта государственная кредитная программа должна предусматривать альтернативу использования газовых котлов - электроотопление, или - более современную систему теплонасосов.

Кроме того, необходимо начать реализацию государственной программы изъятия газовых плит для приготовления пищи и газовых колонок для подогрева воды в многоэтажных жилых домах. В условиях стремительного увеличения использования электроприборов для приготовления пищи и нагрева воды, сохранение газовых плит выглядит анахронизмом. Это формирует огромные неэффективные расходы на содержание газораспределительных сетей, за что приходится платить населению и государству. К тому же, учитывая изношенность всего газового оборудования, это приводит к почти еженедельных взрывов газа в многоэтажках по всей стране.

Этот переход на использование электроприборов также нужно реализовывать в виде государственной кредитной программы, причем, предусматривающая не только установление электроплит с электродуховками, а и одновременный переход на индивидуальные электробойлеры нагрева воды, с соответствующей заменой чрезвычайно устаревших электросетей в многоэтажках и увеличение мощностей трансформаторных электроподстанций, с учетом, в условиях глобального потепления, необходимости установления в последующие 10-15 лет во всех жилых помещениях електрокондиционеров.

Отдельного обсуждения требует вопрос постепенной полного отказа от централизованного снабжения горячей воды, с соответствующим функционированием ТЭЦ только в период отопительного сезона. Нагрев воды с последующей поставкой ее домохозяйствам системой теплосетей в летний период неэффективен и высокозатратный.

Отказ от него тоже может сократить потребление газа. Зато, все эти меры могут позволить нарастить круглосуточное производство электроэнергии отечественными АЭС. Что увеличит их долю в энергобалансе и уменьшит текущую себестоимость производства электроэнергии энергосистемой.

У меня нет особых иллюзий относительно уровня компетентности нынешних чиновников и способности осознания ими этих задач и соответствующего их решения. Но без их осознания не может появиться и осмысленная государственная политика в этой сфере».

Ранее мы писали о том, что Кушнирук рассказал подорожает ли доллар этим летом и что будет с гривной