Как схематозами на заправках гробят автомобили украинцев

 
 
 

Александр Сиренко

Аналитик компании НАФТОРЫНОК

Как схематозами на заправках гробят автомобили украинцев

Александр Сиренко уверен, что главной проблемой рынка топлива в Украине является то, что сам рынок переполнен, а заправки дают огромную наценку на бензине.

Об этом аналитик компании НАФТОРЫНОК рассказал нашему изданию Новости Украины – From.UA в эксклюзивном комментарии.

О нелегальных заправках

Комментируя то, что Антимонопольный комитет сообщает, что в Украине 25% бензина продается нелегально, Сиренко отметил, что не все их можно назвать нелегальными и объяснил почему.

«Эти тезисы раскидываются из одного штаба. Если бы они хотя бы один раз показали, как они эти цифры посчитали, то можно было бы как-то комментировать. А так это пока вбросы. Если нелегальный, то люди тогда должны сесть в тюрьму. Если в рамках закона, то, наверно, это разрешено. В Украине есть один нефтеперерабатывающий крупный Кременчугский НПЗ и один государственный Шепелинский НПЗ — это те, которые производят бензин стандарта евро-5».

«Также в Украине есть около десятка мини-заводов, которые тоже производят нефтепродукты, различных стандартов, качества. Но производные этих мини-заводов не всегда попадают на рынок, как их «покрасили», что они нелегальные. Некоторые заводы передают на дальнейшую переработку свое сырье, на те же заводы, которые я упомянул в начале. Поэтому они легальные или нет? Они выпускают нефтепродукты по стандартам, которые получили. Если это разрешено законом, почему они нелегальные?», - задал он риторический вопрос.

Аналитик также рассказал, почему в стране так много газовых заправок и почему они так популярны среди водителей.

«Я вам объясню, в чем проблема. Все тоже крайне просто. Эти маленькие заправки, во-первых, покупают топливо там же, где и большие. Им поставляют те же компании, крупные сети розничной продажи, они же занимаются и трейдингом, то есть продают оптом. Покупают на заводах, привозят на нефтебазы и с нефтебаз развозят бензовозами по Украине. И они же поставляют этим «малышам», которых розничный сегмент этих крупных компаний называет нелегальными. Но почему эти малыши имеют возможность прорастать? Потому что есть спрос на их продукт. Они продают топливо с минимальной наценкой.

У нас проблема с наценкой в стране. Ежегодно такие же цифры, сопоставимые с теми потерями, столько же из карманов населения вытягивается денег на высокую наценку на литре топлива. Я не видел ни одной крупной заправки, которая бы закрылась. При всех кризисах, курс доллара, нефть дорогая — всегда есть наценка. И она у нас больше, чем в европейской стране на литре раз в пять. У нас 250 долларов на тонне зарабатывают розничные операторы. Это очень много», - говорит он.

О качестве топлива

Эксперт также рассказал, насколько плохое топливо «подсовывают» украинцам и как с этим борются.

«Все к вопросу качества топлива. Если топливо плохое, то это тоже ненадолго. Если я один раз заправился в этой сети, на этой заправке, и мне машина сказал «больше сюда не приезжай», я больше сюда не приеду. Но если там есть посетители, клиенты, очереди — значит, с топливом там все в порядке. Если было бы плохое топливо, эти бы заправки не проработали и двух месяцев. Грубо говоря, водитель заезжает на АЗС в среднем 1 раз в 10 дней. И чтобы до него дошло, что пальцы стучат, не тот звук в двигателе, машина не едет, ему достаточно 2-3 заправок топлива плохого качества, чтобы он туда не приезжал. Чтобы он понимал, что лучше он переплатит гривну и заправится в другом месте. Но этого массово не происходит, значит, у нас не такой большой объем этого нелегального рынка.

Главная проблема — это большая наценка на лире топлива. Сейчас крупные сети, которые зарабатывают очень много, объявили войну тем, кто зарабатывает на литре меньше и имеют спрос. Вот что происходит. Все эти бизнес-ассоциации, туда же не пускают «малышей». Это крупный бизнес. Крупный бизнес сейчас — это эволюция рынка, и рано или поздно к этому бы пришли. И это неважно, какой рынок, рынок топлива или продовольственных товаров. Там тоже самое происходит. Грубо говоря, «Новус», «Сельпо» объединятся и начнут мочить «АТБ». И там, и там продается колбаса, только с разной наценкой», - уверен собеседник.

Резюмируя, он рассказал о схемах крупных ритейлеров и о том, как они пытаются уничтожить мелких конкурентов.

«У нас тоже по проверкам интересная история произошла. По сути, три проверяющие структуры. Это «Госэкоинспекция» - она отвечает за качество топлива и за влияние на окружающую среду. Налоговая проверяет — налоги, отчисления и чистоту бизнеса. И МЧС — на соблюдение норм, чтобы ничего не взорвалось, а если взорвалось, то чтобы все знали, куда бежать. Вот эти три организации в этом году просто как с ума сошли и стали проверять. А мы разобрались, кто стал инициатором этого шквала проверок. У нас статья выйдет в понедельник и, наверно, будет кому-то стыдно.

Оказывается, опять же ассоциация крупных ритейлеров топлива создала список, написала письмо в Кабмин, наверно, кого-то мотивировала. И начиная с апреля в Украине проверили какое-то космическое число заправок, не проверяли столько никогда. На одну заправку могли прийти 4 раза в день. Мы такие комментарии пособирали, люди просто в шоке. При этом крупные сети не проверяли. А я вас уверяю, я в Киеве пальцем покажу, у кого какие нарушения у больших заправок: строительных норм, пожарных норм нарушение. Все в пушку.

По налогам — так это вообще смешно. Обвинять «малышей», что они не платят налоги, а сами покупают бензин, а продают газонокосилки. Эти все схематозы всем известны. И этим «страдают» самые именитые бренды. Это оптимизация налогов. Еще раз говорю самое главное: сейчас идет попытка переделать розничный бизнес топлива путем административным, путем иногда манипуляций.

То есть они говорят, что там не докладывают в бюджет, но не говорят про другое, где тоже есть ухищрения и всякие схемы, к сожалению. Это эволюция рынка. Вот мы на 30-летие Украины пришли к такому развитию событий. Это ни хорошо, ни плохо. Но мы фиксируем всё. Такого не было раньше, а последние два году уж сильно активизировалось. Это еще раз говорит о том, что у нас рынок заправочный переполнен. У нас 7,5 тысячи заправок, и эта цифра с неимоверной скоростью стремится к 8 тысячам. На 9 млн автомобилей. Это в три раза больше, чем в любой европейской стране. То есть одна заправка обслуживает меньше клиентов, чем в Европе. Вот в чем проблема. Поэтому и начали толкать локтями, а тут еще и «малыши» лезут», - подытожил Сиренко.

Ранее мы писали о том, что украинцев опять душат ростом розничных цен на топливо.