Когда автомобиль станет по карману каждому украинцу?

 
 
 
Вы еще не стали «евробляхером»? Тогда поторопитесь! 
Когда автомобиль станет по карману каждому украинцу?

Украина всё еще остается самой автомобильно-отсталой страной Европы. Конечно, глядя на столичные пробки в часы пик, или на наши дворы, заставленные под завязку «железными корытами», этого вроде и не скажешь. Однако эти проблемы имеют сугубо организационный характер и скорее говорят об отвратительной работе дорожной полиции, чем о переизбытке автомобилей на душу населения. Нет, по данному критерию мы как раз безнадежно отстаем от всех! А главной причиной этого является бедность большинства украинцев, многим из которых просто не по карману купить не то что новый, но даже подержанный автомобиль…

Автомобильная статистика

Согласно свежим данным статистики, на тысячу жителей Украины приходится 245 автомобилей, средний возраст которых составляет 22,7 года! Это еще один отечественный антирекорд: украинские автомобили признаны самыми старыми в Европе и одними из самых старых в мире. Теперь давайте сравним себя с другими странами: в России уровень автомобилизации  составляет 320 машин (средний возраст 13,5 лет), в Польше 570 (14,6 лет), в Германии 560 (9,5 лет), в США около 800 (11,4 лет). Неожиданно нас обогнала Молдова: хотя автомобилей там меньше, они значительно моложе украинских – их средний возраст около 16 лет.

Но это, опять же, просто сухие усредненные данные реестров. А теперь давайте задумаемся: много ли мы видим на наших дорогах автомобилей выпуска конца 90-х? А еще более древних? Нет, на самом деле абсолютное большинство автомобилей, ездящих сейчас по украинским дорогам, выпущены в период 2003-2018 г.г. и их средний возраст составляет как раз где-то 12-15 лет. Просто статистика учитывает еще и огромное количество невероятно древнего автохлама, ржавеющего в старых гаражах или вообще давно отправленного на лом. А это значит, что число исправных автомобилей на тысячу жителей Украины намного меньше, чем 245. Так что, возможно, мы уступаем молдаванам еще и в этом!

автохлам

Статистика продаж за 2020 год подтверждает эти печальные выводы. Из почти 440 тысяч ввезенных и купленных украинцами иномарок (отечественные больше не производятся) лишь 85,5 тысяч были новыми. Для сравнения: в России за год продается 1,6-1,7 миллиона новых авто плюс свыше 5 миллионов подержанных, жители Германии каждый год приобретает почти 4 миллионов новых автомобилей, Польши 560 тысяч. 

Как видите, сама динамика авторынка Украины показывает, что, из расчета населения страны 40 миллионов человек, в среднем за год на тысячу украинцев покупается всего 11 автомобилей (из них только 2 новых). Такими темпами украинцы никогда не догонят Европу не по числу автомобилей, не по их среднему возрасту! 

 Кому роскошь, а кому средство передвижения

Украина также остается одной из тех стран мира, где автомобиль всё еще остается роскошью и способом «колотить понты» перед окружающими. Добрая половина автовладельцев, проживающих в городах, приобрели своих «железных лошадок» ради демонстрации социального статуса или следуя моде. По большому счету они в них не нуждаются, но пользоваться общественным транспортом для них «западло», унизительно. С другой стороны, миллионы украинцев, которым автомобиль действительно необходим как средство передвижения (в первую очередь, жители пригородов и сел), не могут себе его позволить. Но причиной этого является не только проклятая украинская бедность.

За последние пять лет в Украине «производят» 4,5-8 тысяч легковых автомобилей в год, в основном это крупноузловая «отверточная» сборка «Skoda» в цехах «Еврокара» в Закарпатье. Ранее, в «домайдановские» времена, на заводах Порошенко и Васадзе также собирали корейские и российские модели. То есть «отечественное производство» автомобилей оказалось не способным удовлетворить потребительский спрос ни тогда, ни тем более сейчас. Но дело не только в качестве и количестве: модели, собранные в Украине, стоили тут намного дороже, чем у себя на родине. Так, на каждом собранном в Украине ВАЗе тут брали сверху полторы-две тысячи долларов, не объясняя причин. Ни логики, ни разума, только жадность автомобильных олигархов – в итоге профукавших свой бизнес.

Однако в своё время Порошенко и Васадзе, под предлогом «защиты отечественного производителя», успели пролоббировать значительные пошлины, сборы и налоги, накладываемые на импортируемые иномарки (от 30% и более стоимости авто). Именно для того, чтобы украинцы меньше покупали машины за границей - где они и стоят намного дешевле, и выбор там, конечно, в сто раз богаче. И хотя «отечественное производство» давно накрылось, эти налоги и пошлины государство продолжает драть. В том числе с «евроблях» - автомобилей, купленных украинцами в Европе и сохраняющих тамошнюю регистрацию и номера во избежание «растаможки». Этот метод экономии набрал бешеную популярность в 2014-2015 г.г., как раз в разгар кризиса, остановившие украинские сборочные цеха. По данным СМИ, за эти семь лет в Украину были ввезены почти два миллиона «евроблях»!

евробляхи

Государство никак не могло смириться с тем, что граждане нашли способ уклоняться от поборов и экономить! А на государство давили автодилеры, крайне встревоженные падением своих продаж. Поэтому с 2017 года «евробляхам» была объявлена целая война: их давили новыми законами, принуждающими к растаможиванию, их штрафовали, уводили автомобили эвакуаторами, арестовывали. Метод кнута чередовали с пряниками, периодически объявляя «периоды льготной растаможки». Нынешний начался 15 июня, согласно принятых законопроектов №1402 и №1403, и продлиться до 15 ноября (для участников АТО до 15 февраля 2022-го). Льгота состоит во временном уменьшении ставки НДС и акциза, так что стоимость растаможки сократится до 1-1,5 тысячи евро. Кстати, в Европе за эту сумму можно купить приличную машину на ходу!

Хорошо, за льготу спасибо! Но что украинцам делать после 15 ноября? Снова платить за растаможивание «евроблях» от 30% стоимость автомобиля или переплачивать по несколько тысяч долларов автодилерам? Ведь государство вообще не озаботилось проблемой доступности автомобиля для украинцев, его всё так же волнует только вопрос сдирания с населения налогов и акцизов. 

Читайте также