Кто тут теперь коренной? Острая дискуссия вокруг украинского закона, разрекламированного Путиным

 
 
 
Этническая карта Украины, расселение народов в Украине

В четверг, 1 июля, среди коктейля законопроектов, принятых Верховной Радой, с нетерпением ожидающей каникул, прошел и законопроект №5506 «О коренных народах». Закон, вобщем-то, политически-декларативный, поскольку распространяется на три народа, проживающие в неподконтрольном Украине Крыму. И прошел бы он незамеченным, если бы накануне рекламу на весь мир ему не сделал сам Владимир Путин. Президента недружественной нам, но такой важной для нас державы возмутило то, что этот закон объявляет русских некоренным народом в Украине, и даже назвал документ «оружием массового поражения».

Благодаря такой рекламе – и, вне всякого сомнения,  вполне ожидаемо для источника этой рекламы – закон о коренных народах пролетел через Раду, как снаряд российского сторожевого катера по британскому эсминцу в украинских территориальных водах. «За» были рекордных 325 голосов, против никого, воздержалось 4. Фракция ОПЗЖ не присутствовала в полном составе.

По горячим следам мы собрали комментарии политиков и политологов о том, что же это за закон.

Кость Бондаренко, политолог

 

Кость Бондаренко, историк, политолог, Facebook 

«Не хочу образити кримських татар, караїмів і кримчаків, але нагадую, що американський досвід законодавства про корінні народи передбачає запровадження резервацій. А британський - бантустанів. І де гарантія, що черговий транш МВФ не буде прив‘язаний до вимоги привести українське законодавство до міжнародних норм?».

Евгений Шевченко, народный депутат Украины

Евгений Шевченко, внефракционный народный депутат (избран как «Слуга народа»), Facebook

«Я принципиально не голосовал за дискриминационный закон о коренных народах.

Пафосные заявления Евгении Кравчук о том, кто такие коренные народы, не выдерживает ни      какой критики. Просто абсурд.

Теперь по их тупому закону на территории Украины в древние времена не проживали не только русские, но внимание, - и украинцы.

В их рагульской исторической интерпретации на территории современной Украины проживали только татары, караимы, и крымчаки. А русские и украинцы пришли и завоевали эти земли. Почти как Османы, придя с центральной Азии и завоевав греческую Византию.

Только у меня вопрос: - Откуда пришли наши предки, завоевав земли коренных татар и караимов? ( по версии Слуг американских господ, Голосят, и ЕСсесовцев)

Не удивлюсь, если завтра они заявят на потомство древних Ариев».

Руслан Бортник, политолог

Руслан Бортник, политолог, Facebook

«Друзья, решил разъяснить суть этого закона, поскольку тема сильно политизируется нашими и российскими политиками.

Так вот Законом:

- 3 национальные меньшинства определяются "коренными народами" (этническое меньшинство не имеющее своего государственного образования) - крымские татары, караимы, крымчаки;

- эти 3 народа получают дополнительные права:

1. Финансирование свои представительских органов ("Меджлиса" например) за счет государственного бюджета, возможность создавать школы с обучением на родном языке, национальные СМИ с вещанием на родном языке и господдержкой, постоянное представительство в органах власти и так далее;

2. Часть от доходов местных бюджетов от использования природных ресурсов АР Крым и г. Севастополя.

Закон имеет прежде всего политические цели, среди которых: 1. Повышение лояльности лидеров крымскотатарского народа к власти (теперь они на госфинансировании) - это важно с многих точек зрения (от Порошенко до международных судов); 2. Подготовка к мероприятиям Крымской платформы (все 3 народа "крымские") и влияние на общественное мнение в Крыму; 3. Разделение проблемы прав национальных меньшинств на 3 группы: 1. Коренные народы (поддержка); 2. Меньшинства стран ЕС (торги и диалог); 3. Все остальные - более 100 (прежде всего русские).

Закон написан плохо, многие положения противоречат законодательству Украины и здравой логике (об этом написало ГНЕУ), большинство норм декларативные и не будут работать.

Кстати, то что такой важный закон приняли сразу же в первом чтении и в целом означает, что ни одна фракция не высказалась против? Даже ОПЗЖ?».

Тарас Чорновил

Тарас Чорновил, экс-народный депутат Украины, эксклюзивный комментарий для Новости Украины - From-UA

«В різних законодавствах, в різних правових структурах поняття корінних народів може по-різному розглядатися. Це є одне з формулювань, яке визначено міжнародним правом щодо міноритарної мови, мови національних меншин і т.д. В окремих країнах корінними народами називаються ті народи, які постійно жили на тій території. Умовно кажучи, для Франції корінними народами, крім французів, будуть і валлійці, і швейцарці, але не будуть араби і африканці, тому що вони є частиною етнічної міграції.

«Але є правові системи, до числа яких належить і Україна, які виділяють окрему тему корінних народів як тих, які мають відповідати законодавству. В Україні питання національних і мовних особливостей має досить болісний характер в силу фінансових можливостей, і тому держава бере на себе додаткову відповідальність захисту, підтримки особливих виняткових прав, умовно, в навчальній політиці тих народів, які не мають інших державних утворень, крім України.

Росіяни, які живуть в Україні, - так, багато з них на певних територіях жили досить великі періоди. Угорці — безумовно, про поляків та ж сама історія. Але вони мають свої держави, радіо, телебачення, яке можна дивитися в прямому ефірі. У них є свої видання, преса і все інше. Їхні національні інтереси і осередки в значній мірі в Польщі, Угорщині, Росії. А національні інтереси кримських татар, кримчаків, караїмів, крім Української держави, не може захистити ніхто. Тому у нас визначення корінних народів виводиться як основа гуманітарної політики по захисту, бо в них немає підтримки. Адже, крім збереження нормальних прав і обов'язків, наприклад, для угорських меншин, підтримку може надати й Україна, і Угорщина. А от тим, хто не має інших осередків, підтримка максимально може бути лише від української держави».

Макс Бужанский, народный депутат, "Слуга народа"

Макс Бужанский, народный депутат Украины, «Слуга народа», телеграмм-канал

«Законопроект о коренных народах, мог бы быть прекрасным законопроектом.

Если бы речь шла о коренных народах Крыма.

Мог бы быть прекрасным законопроектом о коренных народах Украины, соответствующим европейским стандартам, если бы наш закон о языке им соответствовал.

Но в ситуации, когда совершенно очевидно, что права русских, венгров, поляков, евреев, армян, греков, румын, живущих на территории современной Украины уже больше тысячи лет ущемлены, сказать, что они не коренной народ нашей страны, а народы Крыма, присоединенного при Союзе в 1954 году коренные, это неправильно.

Поэтому, поддержать этот законопроект не могу».