Настоящая война. Почему в ДТП гибнет на порядок больше украинцев, чем на Донбассе?

 
 
 

Иван Пургин

журналист Новости Украины - From.UA

Можно ли остановить автомобильную агрессию?
дтп, авария, разбитая машина

Сомнительная слава

Если Украина чем и знаменита на всю Европу, так это своей удручающей статистикой, переполненной антирекордами. Мы является самой бедной во всех отношениях страной континента, у нас очень низкая продолжительность жизни и запредельные темпы сокращения населения. А еще мы впереди всей Европы по смертности на дорогах!

 Согласно данным замначальника Департамента патрульной полиции Алексея Белошицкого, в 2020-м году в Украине произошло 168 107 зарегистрированных ДТП. В них погибли 3541 человек, а 31 974 получили травмы средней и тяжелой степени. Много это или мало? Для сравнения: за этот же год в зоне АТО (ООС) по разным причинам погибли и умерли 108 военнослужащих Украины, а обстрелы и мины унесли жизни 24-х цивильных украинцев. Даже в кровавом 2014-м война унесла меньше жизней, чем автомобили! 

Но если конфликт на Донбассе постепенно затих, то агрессия на дорогах продолжается. Из-за чего Украина по-прежнему носит имидж одной из самых опасных для водителей и пешеходов стран Европы. Казалось бы, с этим нужно что-то делать! Но вместо того, чтобы бороться с причинами ДТП, и тем самым попытаться уменьшить их число, власти решили… занижать их статистику!

Перед вами сводная таблица данных по ДТП, происшедших на дорогах Украины в 2006-2018 году, любезно предоставленная тем же Алексеем Белошицким. Она весьма познавательна, из неё можно многое узнать и понять. Например, что пик ДТП и смертности на дорогах в Украине пришелся на 2006-2008 года - что совпадает с массовой автомобилизацией украинцев, в этот же период бросившихся оформлять автокредиты. 

статистика по ДТП Украина 2020

Тогда на дороги страны, на новеньких «Ланосах», ВАЗах и более крутых иномарках, выехали сотни тысяч украинцев.  У подавляющего большинства до этого никогда не было автомобилей, их опыт вождения ограничивался ускоренными курсами автошколы или нарезанием кругов вокруг квартала на машине дяди Миши. Поэтому мало того, что на дорогах стало намного теснее, так еще и в автомобильный поток влилось огромное количество «автолузеров». Статистика ДТП резко пошла вверх, а 2007-й года стал поистине черным для украинских водителей и пешеходов: 9 574 погибших! Но на самом деле их было еще больше…

Статистическое вранье

Не все украинцы в курсе, что статистика пострадавших в ДТП от МВД всегда была сильно «сглаживалась». И это не какой-то там домысел типа «власть врет, жертв намного больше!»,  это подтверждается статистикой от Минздрава. Факты манипуляции цифрами впервые привел еще  в 2017-м году глава общественной организации «Vision Zero для України» Виктор Загреба, получивший информацию от профильного комитета Верховной Рады.  Причем, что интересно, на реальных цифрах от Минздрава формируется официальная отчетность Госстата, в которую мало кто заглядывал. А вот заниженные цифры от МВД всегда использовались для публикаций в СМИ!

статистика по ДТП Украина 2020

Но, не смотря на разоблачительные публикации Загребы, МВД продолжало занижать данные по пострадавшим в ДТП. Об этом активисты сообщали и в прошлом году, так что можно быть уверенным, что нынешняя отчетность МВД тоже сильно отличается от реальных цифр. И что число погибших в 2020 году в ДТП украинцев достигает 4 тысяч!

Таким образом, что до второго Майдана, что после, не смотря на смену руководства и названия, не смотря на структурные реформы, МВД занижает данные не только по числу уголовных преступлений, но и по автодорожным происшествиям. Но только ли в погоне за липовыми показателями своей якобы эффективной работы? Высказывалось мнение, что таким вот способом МВД пыталось еще «исправить» нехорошую репутацию Украины. 

Неплохо для мира, катастрофично для Европы

О том, что мы обогнали всю Европу по смертности на дорогах, в Украине заговорили как раз в 2007-2008 г.г., в время пика ДТП. А ведь тогда мы еще не были самой бедной и вообще самой проблематичной страной! Но уже тогда политики и ура-патриоты стали возмущенно отвергать этот факт, уверяя, что ситуация на дорогах у нас не такая уж и печальная. А затем появилась статистика «World life expectancy», за которую они ухватились, как за спасительную соломинку. Ведь в этом мировом рейтинге смертности на дорогах Украина занимала лишь 131-е место из 183-х (сейчас 127-е), то есть вошла в полусотню самых благополучных стран (чем ниже место в рейтинге, тем меньше погибших).

«Перемога»? Да, если смотреть на место Украины в мировом рейтинге. Но вот в списке стран Европы мы занимаем уже четвертое место – после Боснии, Албании и Беларуси. При этом у нас 887 летальных случаев на миллион населения, что вдвое выше, чем в Австрии, Франции и Италии (394-417), и втрое, чем в Британии и Норвегии (230-240). А это уже «зрада»! Но поверьте, что ситуация ещё хуже!

Дело в том, что вычислять подобным образом рейтинг стран мира с самыми опасными/безопасными дорогами не совсем верно. Потому что в каждом ДТП  участвует транспортное средство (автомобиль, мотоцикл), и в одних странах их больше, а в других меньше – это называется уровень автомобилизации. Например, в Украине на 1000 человек приходится всего две сотни автомобилей, что в 2,5-3 и более раза ниже, чем в странах ЕС. В Британии уровень автомобилизации составляет 470 автомобилей, в Швеции 480, в Германии 555, в Польше 570, в Монако 900! 

Если пересчитать смертность в ДТП на число автомобилей, то картина резко меняется. Так, в Польше у нас получается 140 погибших на 1 миллион автомобилей, в Британии 109, в Италии 87, в Германии 70, а в Швеции вообще только 48 – то есть, там самые умелые и ответственные водители во всем мире! А знаете, сколько в Украине? Держитесь крепче: 495 смертельных случаев в год на миллион авто! То есть в пять раз выше, чем в среднем по Европе, и в десять раз, чем в Швеции. Это уже «мегазрада»! И сколько бы украинские водители не цепляли на лобовое стекло флажки ЕС, им недостижимо далеко до европейских…

Неадекваты на дорогах

Причины творящейся на украинских дорогах агрессии (иначе не назовешь) нам раскрывает другая статистика. Конечно, теперь в цифрах от МВД приходится сомневаться, но согласно ним 34% ДТП в Украине происходят по причине превышения скорости движения, и 22% из-за нарушения правил маневрирования (повороты, обгоны). Почти 15% ДТП возникает из-за нарушения правил проезда перекрестков и переходов – а вот там, в основном, и страдают пешеходы. 

Типичная ситуация: люди на перекрестке смиренно дождались зеленого света, начали переходить проспект – и тут на них начинают переть поворачивающие с разных сторон автомобили! Поверьте, далеко не все водители пропускают перешеходов, особенно вечером. Был случай, когда какой-то «неадекват» на убогой старой «шкоде» почти что въехал в двигавшихся по зебре старушек, распугав их, словно кур. И при этом, высунувшись из окна, ещё и материл их – мол, какого хрена вы тут под колесами мелькаете!

Конечно же, иногда в ДТП виноваты и пешеходы. Но согласно этой статистике, переход дороги в неположенном месте является причиной ДТП в 3,2% случаев, а переход перекрестка на красный свет в 0,9%. Но при этом почти 30% смертельных случаев  - это наезд автомобилей на пешеходов. А так же на людей, идущих по тротуару или стоящих на остановках – подобные трагедии, увы, в последние годы стали регулярными. Потому что идиоты, возомнившие себя богами, мотаются по городу, как на ракетах! 

При этом подавляющее большинство водителей, виновных в ДТП, находятся может и не совсем в здравом, но уж точно в трезвом рассудке. Потому что пьяные водители виновны всего в 100-130 смертельных случаях в год. По меньшей мере, это статистика из протоколов, составленных  сотрудниками полиции. Может быть, они проверяют на алкоголь и не всех водителей,  но всё же эти цифры очень маленькие. А значит, большинство водителей нарушают правила движения сознательно! Кто-то торопится, кто-то любит промчаться с ветерком, а кто-то считает себя выше законов.

Трудно сказать, чего больше всего не хватает украинских дорогах: умения и внимания, порядка или уважения друг к другу. Но они еще долго будут оставаться самыми опасными в Европе. И остановить эту войну на асфальте нельзя никакими переговорами и соглашениями!

Copyright © 2004-2022. Новости Украины - From.UA

Официально зарегистрированная торговая марка.

При полной или частичной републикации материалов гиперссылка на http://from.ua/ обязательна.
Если вы являетесь правообладателем фото или иных материалов, которые размещены на нашем сайте, и возражаете против их использования, сообщите нам об этом по адресу redakcia@from.ua.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных баннеров и информеров.