журналист Новости Украины - From.UA

Тридцатилетний юбилей украинской государственности это не просто очередной праздник с шествиями и концертами. Это по-настоящему важная веха в жизни страны, и сейчас самое время подвести её итоги! Многие политики так и сделают, толкнув с трибун торжественные речи про то, как «ми здобули» признание, демократию, свободу, стремление в НАТО и «горшочек с европейскими ценностями». С улыбками на лице и победной жестикуляцией на фоне развевающих флагов ЕС.
Однако при этом они будут стыдливо обходить тему реальных достижений, национального богатства и уровня жизни. Потому что, к великому сожалению, все эти три десятилетия в материальном плане Украина в основном только теряла, а не приобретала. Многое было утрачено безвозвратно, без надежды на восстановление, а некоторые из этих потерь стали фатальными, изменив сам ход украинской истории! В топ-10 этого мрачного списка входят:
1) Ядерное оружие, и сегодня остающееся острой темой, часто поднимаемой украинскими политиками. «Вот была бы у нас атомная бомба», - фантазируют они, грозя пустым кулаком северному соседу. Но её нет, и в обозримом будущем не будет - и не только потому, что создание ядерного арсенала просто не по силам украинской экономике. Отказ от ядерного статуса, зафиксированный еще в Декларации о государственном суверенитете, был платой за признание Америкой независимости Украины. И сегодня США по-прежнему является главным препятствием на пути к созданию украинского ядерного арсенала.
2) Черноморское морское пароходство (ЧМП), о котором нынче уже практически все позабыли, было одним из самых крупных и успешных предприятиях, доставшихся Украине в наследство от СССР. Собственно, это была крупнейшая судоходная компания Европы! В его составе насчитывалось 295 грузовых, научных, рыболовных и пассажирских кораблей плюс более тысячи судов технического обеспечения, буксиров и катеров. Было очень много береговых объектов: базы, инфраструктура, склады и офисы, учебные заведения и санатории, жилой фонд. По итогам 1991 года, ЧМП принесло 788 миллионов долларов валютной выручки и 288 миллионов рублей чистой прибыли. Но уже через год, стараниями «реформаторов», ЧМП вышло в огромные убытки, а затем начался его дерибан, продолжавшийся до начала «нулевых». После чего Украина фактически утратила статус морской державы, оставшись лишь «страной с портами». Ну а потом очередь дошла и до причалов…
3) Военно-морской флот всегда был величайшей головной болью и, что там говорить, величайшим стыдом Украины! До конца 90-х его практически не было (лишь один «Гетман Сайгадачный»), потом мы получили свою долю Черноморского флота, привязав её к причалам, но в 2014-м она была без боя захвачена Россией вместе с Крымом. В общем, вернулись к тому, с чего начинали: на сегодняшний день ВМС Украины состоят из того же постаревшего «Сагайдачного» да нескольких патрульных катеров, не способных вместе потопить даже один вражеский эсминец.
4) Космическая отрасль долгие годы являлась главной гордостью украинских политиков, неустанно повторяющих, что мы являемся «великою космічною державою». Но внезапно оказалось, что это уже не так! Производство космических носителей «Зенит» на «Южмаше» остановилось еще в 2013-м (последний пуск произведен в мае 2014-го), через год остановилась переделка снятых с вооружения РС-20 в «Днепр» (последний запуск в 2015-м). С тех пор украинская космическая отрасль находится в анабиозе, а проекты «Alcântara Cyclone Space» и «Maritime Launch Services» существуют лишь на бумаге и к тому же являются коррупционными.
5) Авиастроение было второй высокотехнологической отраслью Украины, которой она по праву гордилась. От клятых коммунистов ей достались киевское КБ Антонова и большая часть его производственных предприятий плюс запорожская «Мотор-Сич», однако часть важных заводов осталась в России, что создало проблему для производственной кооперации. И если в 1990-м году в УССР выпустили 172 самолета (разные модели АНов), то в Украине за весь период 1992-1999 г.г. только 98, а с 2000 по 2014-й год всего 46. Последний украинский самолет вышел из сборочного ангара в 2015-м (это был АН-178), и с тех пор отечественное авиастроение представлено только частной фирмой «Аэропракт», собирающей сверхлегкие аэропланы.
6) Отечественное автомобилестроение никогда не было предметом нашей гордости, поскольку все мы всегда восхищались только иномарками. А зря! Ведь в 1990-м году было выпущено не только 130 тысяч скромных «запорожцев» и «таврий», но и более 12 тысячи автобусов ЛАЗ и почти 27 тысяч могучих грузовиков КрАЗ. Всё это было, подчеркнем, своё, отечественное! А что сегодня? Методом «отверточной сборки» выпускают несколько тысяч легковушек иностранных моделей плюс несколько сотен автобусов (в основном легких «маршруток»). Кременчугский автозавод фактически стоит с 2018 года, но не сдается – заключает контракты на экспорт хотя бы небольших партий техники. Ну а на месте бывшего Львовского автозавода чуть не построили жилой комплекс.
7) Украинская наука, находящаяся в очень непростом положении. Дело в том, что согласно бодрым отчетам властей, с наукой в Украине вроде бы всё нормально: работают Академия, бесчисленное количество университетов и институтов, ежегодно издается несколько тысяч научных публикаций. Но в немалой степени всё это является лишь очковтирательством! Во-первых, в украинской науке возник чудовищный перекос: в разы уменьшилась доля точных и технических наук, медицины и агрономии – а их место заняли экономисты, юристы, историки и филологи. Во-вторых, число научных сотрудников в стране сократилось с 313 тысяч в 1990 году до 65 тысяч в 2020-м, а их средний возраст зашкаливает за 50. Ведь талантливая молодежь просто уезжает из страны – причем, именно химики, физики, биологи (кому на Западе нужны наши историки). Академия наук Украины вообще стала «домом престарелых», который занимается в основном распределением бюджетных средств и раздачей ученых регалий.
8) Ядерная энергетика сегодня вырабатывает более половины всей электроэнергии в стране, имея хорошие резервы мощностей. Казалось бы, что говорить о её утрате может только полный кретин или провокатор, агент Кремля! Но если мы вникнем в подробности, которые никто не скрывает, вся информация открыта и доступна, то нас просто прошибет холодный пот! Дело в том, из 15-ти работающих в Украине атомных энергоблоков, 12 введены в эксплуатацию в 1981-89 г.г. и их проектные сроки работы истекли еще в прошлом десятилетии! Просто их потом продлили на 10 лет, а два самых старых блока Ровненской АЭС еще на 10 лет. Неудивительно, что энергоблоки все чаще отключаются и останавливаются на ремонт! Ну а что будет потом, когда из них уже начнет, образно говоря, плутоний через дырки сочиться? Этого никто не знает, потому что атомная энергетика в Украине перестала развиваться еще в 90-х. Последний новый реактор (на Хмельницкой АЭС) был введен в строй в 2004-м, денег на достройку еще двух нет! Нетрудно понять, что атомная энергетика в Украине просто доживает свои последние годы.
9) Независимость Украины практически утрачена к тридцатилетию её независимости! Этот горький каламбур, увы, в полной мере отражает ту сложнейшую политическую и экономическую ситуацию, в которой сейчас находится наша страна. Одной из главных причин этого была однобокость самой концепции независимости, которую навязали Украине национал-патриоты. Они всегда стремились лишь «геть від Москви», но с радостью падали в крепкие объятия Запада – который сейчас фактически ввел систему внешнего управления Украиной. Не менее кабальной и унизительной является наша экономическая зависимость, вынуждающая власть ради пригоршни кредитов устраивать тарифный шок населению самой бедной страны Европы!
10) Население Украины, которое стремительно тает с 1992 года. Нас уже не 52 миллиона, а менее 40! Причем, точно никто не скажет, потому что миллионы украинцев лишь «числятся» на родине, а сами уже давно горбатятся на стройках России и грядках Европы. И ту уже не скажешь, что «бабы еще нарожают», потому что и рожать скоро будет некому…
Причина всего этого не в самой Украине, и не её в независимости, как утверждают некоторые, равно как и не в «российском следе», которым сегодня модно объяснять всё, вплоть до прорыва трубы во дворе. Причина в бурной деятельности украинских властей, таких разных по политической окраске, но совершенно одинаковых по своей сути. «Хватит, батька, торговать, а то уже нечем сдачу давать!» - эта известная поговорка исчерпывающе характеризует их бурную деятельность. Хорошая страна и доверчивый народ попали в руки жадных идиотов и негодяев.