Повзрослевшая Рада: чем отличился парламент за два года работы

 
 
 
Повзрослевшая Рада: чем отличился парламент за два года работы

Середина лета – особый период для парламента еще и потому, что 21 июля исполнилось два года, как украинцы одобрили нынешний его состав на внеочередных выборах. С чем он подходит к экватору своей каденции?

Об єтом аше издание Новости Украины — From.UA пишет со ссілкой на "РИА".

Зачет за сессию

Пятую сессию можно считать маркером, лакмусовой бумажкой качества Рады. Почему именно она – понять легко, если вспомнить короткую историю этого созыва. Первые месяцы работы были головокружением от успехов:  впервые было сформировано монопартийное большинство, и оно работало в турборежиме, согласовывая законотворческие заготовки.
Затем назрела смена правительства Алексея Гончарука, которая совпала с началом пандемии коронавируса, карантина, локдауна и экономического кризиса. С чем именно мир и страна имеют дело, удалось осознать только к концу 2020 г. Так первое полугоде 2021 г. стало периодом, во время которого повзрослевшие, набравшиеся опыта депутаты смогли себя показать без стресса и давления. Насколько хорошо, можно оценить по самым звучным принятым законах.

Наиболее затяжной и скандальной была работа над поправками в земельное законодательство в марте-апреле. Благодаря им введены упрощенный порядок смены целевого назначения участков и право нерезидентов и юрлиц покупать землю несельскохозяйственного назначения. Запущенный 1 июля этого года рынок для нерезидентов и юрлиц закрыт, но Рада сделала лазейки.

Штрафы за нарушение Правил дорожного движения были в разы повышены нардепами в феврале, и тогда же ужесточили уголовную ответственность для пьяных водителей, дополнив Уголовный кодекс статьей 286-1. Правда забыли, что одна ст. 286-1 в УК уже есть. Так некоторое время Кодекс жил с двумя статьями и разной ответственностью за одни нарушения, пока более свежую редакцию в нем не оставили по указанию профильного комитета.

Закон о коллекторах проходил второе чтение в марте и полностью вступил в действие 14 июля. При взыскании задолженности прописали допустимые методы, увели компании под контроль Нацбанка и предусмотрели варианты взыскания за нарушения. Вот только не ужесточили и не упростили возможность привлечь коллекторов к ответственности уголовной – по двум статьям УК: о вымогательстве и принуждении к выполнению гражданско-правовых обязательств. То есть, дали возможность нарушителям «съезжать» на штрафы вместо «уголовки».

Усилиями нардепов согласована налоговая амнистия или нулевая декларация. Кампания по декларированию стартует 1 сентября этого года и завершится 1 сентября 2022 г. И если принять в ней участие захотят не все - то, как минимум, одно положение закона должно взбудоражить всех без исключения украинцев: через девять месяцев после вступление его в силу, Кабмин должен подать в парламент законопроект «Об усилении контроля за полнотой налогообложение физических лиц». То есть, он закладывает основу под всеобщее декларирование.

Под занавес работы нардепы согласовали два законопроекта о судебной реформе – о конкурсе в Высшую квалификационную комиссию судей и об этическом совете в Высшем совете правосудия. Но, по самым оптимистичным оценкам, завершится реформа только в конце 2022 года. Да и, по сути, это была работа над ошибками. Законы необходимо было переписать в связи с признанием несоответствия Конституции предыдущих норм, принятых этим же созывом ВР.

Самые знаковые законопроекты получились с изъянами. Не слишком качественная работа уже поднаторевшего парламента видна и на других примерах.

«На пятой сессии уже было два эксцесса, когда принимались законы с коллизиями, президент ветировал и они вносились снова. По электронному декларированию и по Высшей квалификационной комиссии судей. Возможно, это был скрытый протест депутатов. Но это наши средства тратятся на то, чтобы рассматривались одни и те же законопроекты снова», - констатирует кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.

Он отмечает, что сырость законов во многом объясняет новый подход в их принятии. Турборежим уже подзабыт, и теперь Рада начала собираться на внеочередные заседания, где быстро голосуется то, что нужно «сегодня на вчера». Так, в частности, были приняты законопроекты о национальном сопротивлении, коренных народах, олигархах и криминализации контрабанды (оба в первом чтении).

Заготовки на будущее

На следующую сессию «переехали» сразу несколько законопроектов, принятие которых будет знаковым: об олигархах, о налогах для игорного бизнеса и «рентного» №5600, который претендует на звание гвоздя следующего политического сезона.

«№5600 сейчас обсуждают все. Он об усилении функций Налоговой службы, ее полномочий, появлении новых налогов – так называемого «фиксированного сельскохозяйственного». Я этот законопроект в отрыве от рынка земли не рассматриваю, - говорит экономист Алексей КУЩ. - №5600, о минимальном налоге на землю - это для тех владельцев участков, которые думают, что они самые умные: пассивно поддерживают реформу и думают, что не продадут, если не захотят. Не захочешь – плати земельный налог 5% от нормативной денежной оценки или по 1,5 тыс. грн за гектар. Если есть пять гектаров от бабушки и дедушки, выложи 7,5 тыс. грн в год государству. Раз заплатят - будут готовы избавиться за любую стоимость. Это фискальный кнут».

К этому документу нардепы уже подали рекордное количество поправок – 10000. И касаются они отнюдь не только «земельного налога» и полномочий налоговиков. Повышение ренты на использование радиочастотного ресурса, НДС при всех поставках жилья, тогда как сейчас только при первой, обязательное декларирование прибыли для тех, кто ее получает с продажи собственной сельхозпродукции с 50 соток и более (сейчас декларировать нужно, если участок больше 2 га). Инициатив, которые взбудоражили налогоплательщиков, там масса.

«Для народа увеличиваются налоги, а для такой важной для страны отрасли, как игорный бизнес налоги снижают. Там с 30% до 10% снижение, дают необлагаемый минимум выигрыша – 48 тыс. грн. Я когда-то эту отрасль изучал. Ее можно спокойно облагать налогом на 60%, и она будет прибыльной. И на фоне этого проходят первое чтение безумный законопроект №5600 и такой же сумасшедший об олигархах», - говорит управляющий партнер «Национальной антикризисной группы» Тарас ЗАГОРОДНИЙ.

Два года за плечами
Всего за время своей каденции Рада этого созыва приняла 480 законов. Такую калькуляцию приводит Движение ЧЕСНО. Там же уточняют – 57% из них касались поправок в действующее законодательство.

«Голосований состоялось очень много, более девяти тысяч, но только 40% из этих голосований были положительными, то есть, получили 226 голосов», - также отметила аналитик ЧЕСНО Оксана СТАВНИУЧУК.

Там фиксировали привязку законопроектов к профильным комитетам: исходя из голосования по ним, можно определить и приоритетные для украинского парламента вопросы. На первом месте документы по части налогов и финансов (64 голосования). На втором месте внешняя политика (51 голосование), затем правоохранительная деятельность 39, бюджет (37) и экономическое развитие на равных с интеграцией с ЕС (по 36). В Основном законе Украина названа социальным государством, но вопросы соцполитики и медицины заработали по 21 голосованию по комитетам каждый, а гуманитарные и того меньше - 20 голосований.

По данным ЧЕСНО, президентская фракция – самая дисциплинированная, и принимает участие в 83% голосований. Но монопартийное большинство голосует не в едином порыве. За свою каденцию «слуги» отдали больше 226 голосов в ходе принятия во втором чтении 129 законов, а вот в 336 других случаях коалиция их не обеспечила. Еще одна особенность: 64-м президентским законам «слуги» не смогли обеспечить большинство, четырем дали ровно 226 голосов и 25 законам Владимира Зеленского обеспечили более 226 голосов.

«В состав фракции «Слуга народа», которая имеет права коалиции в Верховной Раде IX созыва, официально входят 243 народных депутата. Из них голосует 217 человек. Таким образом, без поддержки депутатов других политических сил монобольшинство не является функциональным. Чаще всего союзником «Слуги Народа» выступает депутатская группа «Доверие», которая обеспечивает еще 14 голосов. Для сравнения: в начале работы ВР IX созыва в среднем «за» голосовали около 230 «слуг народа», сейчас - лишь 217», - отмечает глава Комитета избирателей Украины Алексей КОШЕЛЬ.

То есть, коалиция не монолитна. Но и оппозиции она шансов показать себя не дала.

«Так и не появился законопроект об оппозиции. Хотя Зеленский говорил, что это будет одним из его приоритетов, - резюмирует А. Якубин. - В итоге, есть однопартийное большинство, которое не позволяет другим фракциям проявить себя, если только это не происходит в фарватере инициатив коалиции».

У большинства за два года не нашлось ресурса и желания поправить также Регламент ВР и вернуть в него исключенные еще в 2010 году главы о коалиции. Именно отсутствие этих норм позволило распустить предыдущий созыв Рады. Но парламент, видимо, правовая лакуна устраивает. И ему достаточно базовых конституционных норм о большинстве. Хотя в них же и указано, что основы формирования, деятельности и прекращения деятельности устанавливает Регламент.

А автор кто?

Гражданская сеть ОПОРА, оценивая два года Рады, констатирует, что 84% всех инициатив за это время подали нардепы, 12% - Кабмин и 4% - президент. Но уровень поддержки выстраивает этот рейтинг иначе. Активнее всего депутаты поддерживают инициативы гаранта – всего 62%, на втором месте законопроекты правительства – 18% и лишь на третьем собственные, депутатские – 9%.

Ранее мі писали о том, что Рада решила окончательно разобраться с олигархами.

Copyright © 2004-2023. Новости Украины - From.UA

Официально зарегистрированная торговая марка.

При полной или частичной републикации материалов гиперссылка на http://from.ua/ обязательна.
Если вы являетесь правообладателем фото или иных материалов, которые размещены на нашем сайте, и возражаете против их использования, сообщите нам об этом по адресу redakcia@from.ua.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных баннеров и информеров.