Украинские потребители сами дают повод поступать с собой по-свински

 
 
 

Эдуард Багиров

правозащитник

Эдуард Багиров

Авиакомпания МАУ вновь отличилась. В этот раз компания «забыла» в аэропорту 50 туристов, которые летели в Стамбул. Людям сообщили о задержке рейса по причине долгой регистрации, но когда пришло время выходить к самолету, оказалось - самолёт просто улетел. МАУ никак не объясняет ситуацию.

Вообще есть в Украине «закон о правах потребителей». Этот закон регламентирует права и обязанности граждан как потребителей услуг и товаров. Граждане Украины являются потребителями услуг авиакомпании МАУ. При приобретении авиабилета заключалась договор между клиентом и авиакомпанией, как юрлицом. При приобретении билета между покупателем и продавцом заключается договор, что компания МАУ предоставляет транспортные услуги из пункта А в пункт Б в такой-то день и в такое то время. И соответственно, обязуется доставить в целостности и сохранность человека и его груз и вещи.

К сожалению, последние 30 лет граждане Украины сами давали повод так с собой поступать всем транспортным компаниям, начиная от услуг такси, маршруток, междугородных автобусов, поездов и заканчивая услугами авиаперевозок. Мы, граждане Украины, нарушаем свои права, мы даем повод авиакомпаниям типа МАУ и другим вести себя с нами так. Почему? Потому что в том же «законе о правах потребителей» есть четкие нормы и права граждан оспаривать незаконные действия со стороны транспортных компаний. Это может быть единичный случай или массовый, как сейчас. И никто из них не захочет отстоять свои права через судебные органы, никто не захочет заставить МАУ заплатить штрафные санкции, за моральный, материальный ущерб, потому что мы не привыкли, нам проще сотрясать воздух в соцсетях. Мы, граждане Украины - потерпевшие по жизни от действий, решений транспортных компаний по определению. И когда кто-то подает в суд на транспортную компанию за невыполнение договорных обязательств, остальные люди удивляются: как это, почему это? Дешевле и проще молча терпеть.

В европейских странах есть даже специализированные адвокаты, которые занимаются защитой прав потребителей, в том числе и транспортных услуг (от авиа-, железнодорожных и автобусных компаний получают большие компенсации). Поэтому не должно удивлять, что МАУ такая компания-беспредельщик. С ними многие имели конфликт и подавали жалобы, но ни к чему это не привело, потому что бородатый и волосатый хозяин везде закрывал все вопросы. Соответственно, было сложно, да и сейчас сложно с ним судиться.

МАУ систематически и массово нарушает права потребителей, то есть сотен, тысяч граждан Украины. И все им сходит с рук. Необходимо, чтобы Кабинет министров вынес решение через Министерство транспорта, через другие профильные, контролирующие государственные структуры четкие правила: чтобы эти транспортные компании, не важно МАУ или «МЯУ», или кто-то еще, чтобы они понимали, что если они нарушат права граждан Украины, права потребителя, то потеряют гораздо больше, чем сэкономили и заработали на топливе для самолета.